Вступительный раздел бизнес-плана
Во вступлении к любому бизнес-плану присутствуют стандартные резюмирующе-подытоживающие определения:
- Краткое описание компании (новая ли компания; основной вид деятельности; форма собственности и количество собственников; планируемое количество торговых точек, по крайней мере, при открытии, а также предполагаемое место их размещения);
- Основные свойства данного рынка в данном регионе, конкурентной среды;
- Цель, миссия, задача, концепция, факторы успеха, целевая аудитория (демагогические, но неизменные разделы: «целью является получение прибыли, рост объема продаж, высокое качество обслуживания, низкие производственные и административные затраты, достижение высокой репутации бренда», «задачей является продавать качественные и эффективные лекарственные и медицинские изделия», «успешное выполнение задач и достижение целей будет обеспечиваться высоким качеством обслуживания покупателей, конкурентными ценами, эффективным маркетингом (см. раздел NN) и работой над внутренней атмосферой в коллективе», как-то так).
- Риски (тоже самоочевидная демагогия: «изменения законодательства, регулирующего продажу лекарств; колебания валютных курсов; ограниченный оборотный капитал; массовое списывание товара по достижении предельного срока хранения; острая конкуренция»).
- Бренд, маркетинговый слоган компании, краткие свойства планируемой стилистической активности, планируемой рекламной активности.
- Краткое описание планируемых программ лояльности (дисконтные карты, скидки, работа с пенсионерами), информационной политики компании (сайт, телефонные контакты, контакты с порталами-агрегаторами цен в аптеках вашего города), партнерских программ и сдачи в аренду площадок торгового зала под терминалы и банкоматы;
- Конечные владельцы компании (имена, названия компаний, краткое описание опыта работы).
План создания компании
Тут дается описание свойств местоположения, способов и критериев найма персонала, способы осуществления ремонтной, дизайнерской, сайтостроительной, рекламной и, самое главное, закупочно-товарной, закупочно-инфраструктурной (прилавки, холодильники, кассы, оргтехника) и лицензионно-получательской активности.
Все это подытоживается таблицами расходов и активов – которые потенциальные инвесторы и будут смотреть в первую очередь, пропуская остальной текст «по диагонали». Таблицы будут выглядеть примерно так (для маленькой аптеки без собственного транспорта и т.п.):
Начальные затраты на создание компании |
|
---|---|
Аренда помещения и плата за коммуникации (год) |
240 000 грн. |
Ремонт помещения |
100 000 грн. |
Холодильное оборудование (кол-во, вид) |
80 000 грн. |
Торговое оборудование (кол-во, вид) |
100 000 грн. |
Кассовое оборудование (кол-во, вид) |
20 000 грн. |
Компьютеры |
100 000 грн. |
Программное обеспечение (лицензионное) |
20 000 грн. |
Лицензии (фармацевтические) |
40 000 грн. |
Создание сайта, мини-рекламная кампания |
100 000 грн. |
Зарплаты первых месяцев / обучение персонала |
200 000 грн. |
Прочие стартовые расходы |
100 000 грн. |
Товарно-материальные запасы |
200 000 грн. |
Резерв для закупок и форс-мажоров для первых месяцев работы |
200 000 грн. |
Общие затраты |
1 500 000 грн. |
Начальные активы и потребности в инвестировании |
|
---|---|
Имеющиеся у создателей компании средства (в счетах, бумагах и т.п. - подробно) |
860 000 грн. |
Нехватка капитала для старта (требуемая итоговая сумма – в финале таблицы 1) |
640 000 грн. |
Подробное описание услуг, технологий, схемы закупок, рекламной и информационной активности и позиционирования, ближайших конкурентов компании
Раздел должен быть детальным, демагогичным и самым длинным. Всерьез читать его инвестор вряд ли будет. Для развлечения можно прибавлять карты: карта микрорайона с указанием аптек-конкурентов и вашей планируемой точки с облаками «покрытия» всеми этими аптеками 300-метрового пешеходного пространства в районе; карта страны с указанием поставщиков и производителей и стрелками к вашей аптеке и тому подобная инфографика
Для специализированных аптек – стратегия сегментации, маркетинговая стратегия
Раздел должен убедить инвестора, что аптека не общей, а данной выбранной вами специализации (гормональная, гомеопатическая, для диабетиков и так далее)– это вообще выгодно и уместно. Подайте таблицы с указанием среднегодовых расходов каждого больного «вашего» профиля. Опишите инфографикой тенденции в данной сфере медицины и фармацевтики.
Стратегия развития вашей аптеки
Распишите детальный план доходов/расходов на год и план на пять лет – при том план подайте два раза: по пессимистическому и оптимистическому сценариям развития.
Не стесняйтесь замахнуться в оптимистическом плане на громадное развитие аптечной сети – если финансовая «числовая» логика позволяет при малых вложениях планировать широкое развитие, то этот полунесбыточный план (без больших объемов выведения чистой прибыли, но с огромным размахом) произведет гораздо более положительное воздействие на большинство инвесторов-игроков, чем скромная осторожность иных стартаперов в стиле «мы тут хотим создать всего одну аптеку и до пенсии на ней одной все больше денег зарабатывать…»).
Стратегия ценообразования
Тут, думается, читателям понятно, что писать. Главное, чтобы такая стратегия вообще была, с незыблемыми принципами, позволяющими четкое планирование – а не создавалась ситуативно по субъективным принципам, типа «на дорогое наценку можно ставить огромную, на дешевое наценку поставим копеечную».
План продаж
Организационная структура, штатное расписание и расходы на персонал
План движения капитала
Плановый баланс, план прибылей и убытков
Календарный график достижения точки безубыточности
Что писать в этих разделах – думается, любой начинающий стартапер разберется самостоятельно.
Финансовые показатели
И напоследок, в заключении бизнес-плана покажите себя опытным осваивателем инвестиций – подайте сводную таблицу с примерно такими данными:
Финансово-экономические показатели бизнес-плана компании |
||
---|---|---|
Рентабельность капитала |
Чистая прибыль / Капитал акционеров |
110,07% |
Рентабельность продаж |
Чистая прибыль / Выручка от реализации |
40,40% |
Рентабельность активов |
Чистая прибыль / Общие активы |
50,50% |
Валовая маржа |
Валовая прибыль / Выручка от реализации продукции |
88,65% |
Отношение задолженности к активам |
Суммарные обязательства / Общие активы |
20,27% |
Коэффициент текущей ликвидности |
Текущие активы / Текущие обязательства |
1,30 |
Оборачиваемость товарно-материальных запасов |
Себестоимость реализованной продукции / Товарные запасы на конец года |
0,80 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
(Кредиторская задолженность / Себестоимость реализованной продукции)*365 |
310,07 |
Оборачиваемость основных активов |
Выручка от реализации / Цена недвижимости и оборудования |
15,15 |
Средний период инкассирования |
(Дебиторская задолженность / Чистая выручка от реализации продукции)*365 |
20,20 |
Коэффициент мгновенной ликвидности |
(Общие текущие активы МИНУС Товарно-материальные запасы) / Общие текущие обязательства |
0,90 |