про бізнес-фінанси

Бизнес-план для получения кредита: 7 основных ошибок

Prosto очень много ошибок допускают представители малого бизнеса при составлении бизнес-планов (БП). Помимо базовых – юридической неграмотности, отсутствия анализов рынка, рисков, SWOT-анализа компании, ее финансовой модели, неуказания целей и задач предприятия – есть и более тонкие неувязки БП, которые описывает Prostobiz.ua

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Ошибка первая. Слабое понимание текста его подателем
  2. Ошибка вторая. Перепрофилирование в кредит
  3. Ошибка третья. Неверные маркетинговые выводы
  4. Ошибка четвертая. Неучет 10%-20% допрасходов
  5. Ошибка пятая. Невнимание к страховикам
  6. Ошибка шестая. Неточные расчеты выплат государству
  7. Ошибка седьмая. Время производства vs время сбыта




Ошибка первая. Слабое понимание текста его подателем

Пользуясь услугами компаний, составляющих за небольшие деньги бизнес-планы для малого бизнеса, предприниматели нередко получают тексты и расчеты, в которых им трудно (или лень) разобраться досконально. Кредитные офицеры иногда обнаруживают, что подателям БП неизвестна суть упомянутых в нем финансовых и деловых терминов, аббревиатур, составляющие части и схемы расчетов того или иного параметра.

Все это, конечно, не означает, что бизнес-план был неграмотен, неаргументирован и неубедителен для кредитного комитета банка (могут ведь попасться и очень профессиональные составители). Однако в этом случае все же велик шанс отправки банком самого соискателя на «доучивание», постижение премудрости бизнес-планирования и переформатирования БП уже с полным пониманием указанных в нем расчетов и терминов.

Ошибка вторая. Перепрофилирование в кредит

Теоретически особой ошибки здесь нет, однако на практике у малого бизнеса невысок шанс сменить отрасль или расширить профиль деятельности компании на заметно более сложный преимущественно за счет заемных банковских средств.

Более сложными являются, например, крупнооптовые производства, девелопмент, горная добыча и обработка полезных ископаемых по сравнению с чисто перепродажной торговлей; производство сельхозпродукции по сравнению с промышленными внесезонными товарами; производство товаров сравнительно со сферой услуг или IT-работами и продуктами – и сами IT-продукты для компаний, в которых никто программированием и веб-разработкой плотно не занимался на предыдущих этапах ее существования.

Если опыта деятельности в планируемой сфере применения заемных средств у компании нет, в послекризисную эпоху с таким бизнес-планом лучше обращаться к инвесторам, а не к банкам.

В лучшем случае банк ради собственной финансовой безопасности снизит предельно возможный объем кредита (повысит требования к авансу, если речь идет о покупке оборудования, техники, недвижимости) и/или поднимет ставки вплоть до максимального уровня внутри принятого ставочного диапазона. Все это существенно нарушит числа исходного бизнес-плана, последний придется считать и писать заново. Но высок шанс и того, что банк попросту откажется считать компетентно составленным БП от «новичка» в той или иной сфере – пусть даже компания успешно два десятилетия действовала в иной отрасли и ссылается на точные числа из опыта неких коллег.

Впрочем, в тех случаях, когда речь идет о небольшой «докредитовке» – скажем, 10%-20% от планируемых расходов на перепрофилирование при несомненно высоких возможностях доходов; и особенно в случаях, когда речь идет о расширении профиля деятельности без утраты прежнего источника доходов – шансы на получение кредита на смену отрасли существенно возрастают. Хотя критика кредитчиками БП на основании сомнений в его адекватности и тогда будет повышенной.

Ошибка третья. Неверные маркетинговые выводы

Очень часто в бизнес-плане по выведению инновационного типа товара/услуги или выходу на новые рынки используются расчетные числа, которые невозможно обосновать и могут казаться завышенными или заниженными.

В идеале, конечно, для украинского рынка должны быть проведены маркетинговые исследования профильными специалистами – однако для малого бизнеса это не всегда реально ввиду дороговизны таких услуг у крупных компаний по изучению спроса. Впрочем, отметим и то, что трудность таких исследований многими предпринимателями сильно преувеличивается: более-менее представительные опросы можно проводить своими силами и дешево – вживую на улицах и в помещениях при помощи нанятых низкооплачиваемых работников; в интернете при помощи социальных сетей.

В случае запуска импорта редкой для Украины продукции необходимо обосновать планируемый у нас в стране спрос на нее. Если речь идет о запуске экспорта, БП должен содержать данные (хотя бы из открытых источников) о емкости рынка такой продукции в данной стране, традициях использования данного товара или услуги.

Помимо того, в БП стоит отражать не только прямые рекламные расходы и однократные акции, но и отдельными строками указать прочие маркетинговые ходы: например, скидки крупнооптовым покупателям, постоянным клиентам, распродажи, дисконтирование разного рода и так далее. Все это укажет банку на вашу деловую активность, клиентоориентированность, понимание ваших возможностей по быстрому стимулированию сбыта в случае снижения плановых его показателей.

Ошибка четвертая. Неучет 10%-20% допрасходов

Это то, о чем все знают, но регулярно забывают или сильно недооценивают в расчетах бизнес-планов. Скажем, при модернизации производства помимо нового оборудования покупается вспомогательный инструмент, платной бывает установка, отладка оборудования, его починка, создание новых специальных условий в помещениях, может понадобиться усиление коммуникаций. Пожарная или санитарно-эпидемиологическая инспекции могут затребовать дорогостоящего изменения расположения оборудования, закупки новых приспособлений или просто денег.

Также нередко с расширением предприятия заметно для баланса компании увеличиваются расходы на электрическую, тепловую энергию, канцелярские расходы – однако в бизнес-плане это не отражается. Поставщикам часто необходимо приобретать банковские гарантии и другие документарные продукты, при том под залог выводимого из оборота компании депозита, что в бизнес-плане может не отразиться. Наконец, часто первые пробные партии продукции на новом оборудовании оказываются несомненным браком и полностью списываются.

Все эти микро-пункты вместе взятые многие предприниматели оценивают в жалкие 1%-2% от общего баланса. Однако кредитным комитетам хорошо известно, что такой зазор должен быть в процентном выражении раз в десять больше.

Кроме того, хрестоматийным ляпом является бизнес-планирование из расчета полной загрузки оборудования (правильно считать – до 90% загрузки), из средней проходимости точки продаж в предыдущие годы ее работы или аналогичной точки в другом схожем по параметрам месте (а от проходимости сильно зависит не только оборот, но и списываемость скоропортящихся товаров, резко меняющая баланс). Все эти «стопроцентные» числа кредитчики, условно говоря, располовинят – и посмотрят на жизнеспособность проекта уже после такой числовой операции.

Ошибка пятая. Невнимание к страховикам

Банки любят страховиков, а страховики любят банки. Тем не менее, новички бизнес-планирования часто игнорируют недорогие и удобные страховые полисы (например, от перерывов в работе в случае форс-мажорных ситуаций), значительно повышающие благосклонность кредитных офицеров к рассматриваемому проекту.

Более того, иногда в бизнес-плане «под кредит» представитель предприятия забывает упомянуть, что его помещения, товары давно застрахованы – а значит, банк может меньше беспокоиться о порче оборудования при стихийных бедствиях и противоправных действиях третьих лиц. Забывать о своих важнейших для банка финансовых преимуществах, конечно, не стоит.

Другими словами, заметно снизить описанный выше процент зазора на допрасходы можно только одним путем: страхованием. И хоть оно недешево, стратегический выигрыш с точки зрения кредитуемости предприятия может быть капитальный.

Ошибка шестая. Неточные расчеты выплат государству

Налоговая нагрузка многолетнего проекта, во-первых, в бизнес-плане тоже должна иметь свой небольшой зазор на изменение законодательства, при котором произойдет повышение уровня выплат государству (не говоря уже о валютных и макроэкономических рисках).

Во-вторых, повышение уровня оборота, как известно, может вынужденно привести предприятие к смене модели налогообложения – скажем, с единого налога на общую систему – или изменению налоговых ставок.

В-третьих, болезни, декретные отпуска сотрудников, выплаты за повреждения на рабочем месте должны иметь или резервные финансовые фонды, или учитываться в виде постоянного процента в БП.

В-четвертых, кредитование на цели, не связанные с хозяйственной деятельностью компании, не позволяют уменьшить базу налогоообложения на величину выплат банку, на чем налоговики и ловят предприятия.

В-пятых, не все компании в БП прописывают собственные налоговые льготы, возможности возврата НДС и тому подобные бонусы от государства – и хотя в кредитном комитете работают опытные юристы, правильным будет указать все свои преимущества лично.

В-шестых, цены и, главное, сроки получения разрешений, регистраций, лицензий на ту или иную новую для компании деятельность (или имущество) часто не указываются или недооцениваются малым бизнесом.

Наконец, в-седьмых, «оптимизация налогообложения» порой использует такие схемы, которые не находят своего точного отражения в бизнес-плане – что запутывает кредитчиков и серьезно занижает в их собственных расчетах величину чистой прибыли будущего проекта сравнительно с реальными его возможностями.

Ошибка седьмая. Время производства vs время сбыта

Есть такой вид временных издержек, как серьезное отставание сбыта продукции или услуги от времени ее создания или выпуска в продажу. В бизнес-плане для получения долгосрочного кредита необходимо отразить либо резервирование компанией средств под ситуацию такой несогласованности сроков – либо четко указать планы по краткосрочному кредитованию на пополнение оборотных средств (или по овердрафтированию) для закрытия кассовых разрывов до окончания срока действия первого долгосрочного кредита.

Напоследок укажем, что убедительность бизнес-плана значительно возрастает, если помимо его общей финансовой и юридической грамотности к нему прилагаются типовые договора с контрагентами, примерные должностные инструкции, связанные с планируемым проектом, а также схема бизнес-процессов между сотрудниками в этом новом проекте и вообще в компании.

Формулы же, какими могут пользоваться кредитные офицеры для выяснения предельных объемов кредита сравнительно с величиной прибыли и оборотов предприятия, можно прочитать на Prostobiz.ua в статье: «Кому дадут кредит, или Как зависит объем займа от величины прибыли компании».

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!





Полезные статьи по данной тематике



© 2006–2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com