Отчетность в центр занятости: старые формы по новому Закону

С начала 2013 года вступил в силу новый Закон Украины О занятости населения. В связи с этим появилась новая отчетность для предоставления в центы занятости, о которой я бы и хотела рассказать. Итак, что, зачем и как нужно подавать работодателю?

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Какую информацию нужно подавать в центр занятости
  2. Отчетность о вакансиях
  3. Отчетность о высвобождении работников
  4. Отчетность о принятых работниках
  5. Штрафные санкции за несвоевременное представление или непредставление отчетности

Какую информацию нужно подавать в центр занятости

Напомню, что законодательство требует от работодателя предоставления в центр занятости следующей информации:

  • о наличии вакансий;
  • о запланированном высвобождении работников;
  • о принятых работниках.

Однако до настоящего времени нет отдельных подзаконных нормативно-правовых актов для исполнения этой нормы по новому закону. Но, согласно п. 5 Заключительных и переходных положений Закона «О занятости населения»: «До приведения законодательства Украины в соответствие с Законом «О занятости населения» законы и другие нормативно-правовые акты следует применять в части, не противоречащей настоящему Закону». То есть, нужно подавать отчетность, по старым формам, а именно:

  • № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий»;
  • № 4-ПН (плановая) «Отчет о запланированном высвобождении работников»;
  • № 4-ПН (фактическая) «Отчет о фактическом высвобождении работников;
  • № 5-ПН «Отчет о принятых сотрудниках».

Теперь, о каждом из этих отчетов подробней:

Отчетность о вакансиях

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий». Данную форму отчетности составляют лишь при наличии вакансий. Сроков представления такой отчетности не установлено, но исходя из самого отчета, понятно, что дата его заполнения должна совпадать с датой возникновения вакансии.

Из личного опыта могу сказать, что с данным отчетом возникают некоторые сложности у работодателей. Так, работники центра занятости просят сдавать этот отчет хотя бы за день до того, как вы приняли на работу сотрудника, так как без вакансии принять человека вы не можете. Но проблема в том, что когда вы подаете отчет по форме 3-ПН, вас автоматически вносят в базу центра занятости и в течение 30-ти дней вам изо дня в день звонят люди и спрашивают о вакансиях, которые вы предоставили центру занятости, несмотря на то, что вы уже подали отчет о принятых сотрудниках и фактически закрыли данные вакансии. На мои вопросы в центр занятости специалисты не смогли внятно ответить, почему до сих пор вакансии открыты, пока я не обратилась к начальнику центра занятости. Она сказала, что только по моей просьбе закроет данные вакансии, но это неправильно, и в дальнейшем посоветовала мне перед приемом на работу человека приехать с ним в центр занятости для того, чтобы его поставили на учет, а уже после этого ему дадут направление к нам на предприятие и вакансия автоматически закроется.

По моему мнению, таким образом, центр занятости пытается сделать себе план по трудоустройству безработных, а работодателю создает лишнюю головную боль.

Отчетность о высвобождении работников

№ 4-ПН (плановая) «Отчет о запланированном высвобождении работников» - его подают не позднее, чем за 2 месяца до высвобождения работников;

№ 4-ПН (фактическая) «Отчет о фактическом высвобождении работников» - подают в 10-дневный срок после высвобождения работников.

Согласно п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения» работодатель обязан за два месяца до высвобождения работников подавать в центр занятости информацию о массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия.

Но в тоже время в ч. 1 ст. 48 Закона «О занятости населения» сказано, что массовым высвобождением по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации юридического лица) является однократное или в течение:

  1. одного месяца:
    • высвобождение 10 и более работников на предприятии с численностью от 20 до 100 работников;
    • высвобождение 10 и более процентов работников на предприятии с численностью от 101 до 300 сотрудников:
  2. трех месяцев - высвобождение 20 и более процентов работников на предприятии независимо от численности работников.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с 1 января 2013 года работодатели должны подавать отчеты в центр занятости в случае, когда они увольняют сотрудников:

  1. по основаниям, указанным в п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения», и в количестве, которое предусмотрено ч. 1 ст. 48 этого же Закона;
  2. в случае ликвидации предприятия (независимо от количества увольняемых сотрудников).

Если высвобождение сотрудников не подпадает под данные критерии, то работодатели имеют право не подавать данную форму отчетности.

Отчетность о принятых работниках

По старому Закону «О занятости населения» № 803 работодатели должны были отчитываться о принятых работниках. Новый Закон «О занятости населения» не содержит такой обязанности, однако, несмотря на это подавать такую ​​отчетность в 2013 году все же придется, так как это требование прописано в  пп. 2 п. 2 ст. 35 Закона «О страховании от безработицы». Для реализации этой нормы утверждена форма № 5-ПН "Отчет о принятых работниках".

Подавать сведенья о принятых работниках нужно не позднее 10 календарных дней со дня приема сотрудника на работу (первого рабочего дня работника). Если последний день этого срока придется на выходной, праздничный или другой нерабочий день, днем ​​окончания срока подачи отчета будет первый за ним рабочий день.

Также в абз. 3 пп. 2 ч. 2 ст. 35 Закона «О страховании от безработицы» предусмотрено, что с 2013 года работодатели обязаны подавать в центры занятости сведения о размере заработной платы и использовании рабочего времени работников, но в связи с тем, что до сих пор не утвердили ни формы такой отчетности, ни порядка ее представления, данный отчет не подается.

Штрафные санкции за несвоевременное представление или непредставление отчетности

Виды и размеры наказаний за несвоевременное представление или не предоставление отчетности зависят от того, какую именно форму отчетности работодатель не подал в центр занятости.

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий» – ответственность не предусмотрена, так как, ни Закон «О занятости населения», ни другой нормативно-правовой акт не предусматривают применение финансовых или административных санкций к работодателю или должностным лицам, виновным в непредставлении отчетности;

№ 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников», № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников» – предусмотрен штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения. В 2013 году - это 4588 гривен;

№ 5-ПН «Отчет о принятых работниках» – предусмотрен штраф в размере от 8 до 15 НМДГ, то есть от 136 до 255 гривен; если нарушение происходит повторно в течение года, то штраф увеличивается от 10 до 20 НМДГ, то есть от 170 до 340 гривен.

Таким образом, законодательством установлена ​​ответственность только за непредставление центрам занятости информации о приеме на работу работников и о запланированном и фактическом высвобождении работников. Представление информации о вакансиях хотя и предусмотрено ч. 4 ст. 20 Закона "О занятости населения", но невыполнение этой обязанности никакой ответственности не влечет.

Также, хотелось бы, сделать акцент на том, какие льготы для работодателей предусматривает новый Закон «О занятости населения».

Во-первых: если работодатель в течение 12 календарных месяцев обеспечивал новые рабочие места, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно выплачивал им заработную плату в размере не менее трех минимальных заработных плат, то в течение следующего года ему, при условии сохранения уровня заработной платы, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере 50 % суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, в  котором он оплачен. Однако в случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.

Во-вторых: если работодатель берет на работу сотрудников, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда, или работников, которым предоставлен статус безработного, по направлению из центра занятости, сроком не менее чем на два года, то ему ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого социального взноса за соответствующее лицо за месяц, в котором он оплачен.

В-третьих: предусмотрено, что работодатель, который создает новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности и трудоустраивает на них безработных сроком не менее чем на два года, в течение первого года получит ежемесячную компенсацию в размере минимального страхового взноса.

Но хочу заметить, что в случае если вы приняли на работу сотрудника по направлению из центра занятости и уволили его по инициативе работодателя раньше чем через 2 года, государство потребует обратно всю сумму компенсации, поэтому следует быть осторожным при выборе сотрудника.

Государство принятием данного Закона «О занятости населения» пытается облегчить жизнь безработным, но как это будет выглядеть на практике, покажет время, а пока создается все больше головной боли и проблем для работодателей. Сдаются никому не нужные формы отчетности и при этом тратится бесценное время впустую.



Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!




Полезные статьи по данной тематике