про бізнес-фінанси

Производство и продажа специй: числа и нюансы бизнеса

В 2000-х годах с улучшением благосостояния населения и ростом спроса ассортимент специй, представленных на рынке, увеличился в десятки раз. Предприниматели вспоминают, что это был благоприятный период для старта. В середине 2000-х рентабельность привлекла в нишу специй как фасовщиков, так и импортеров. Сейчас в Украине работает около полутора десятков производителей фасованной продукции и намного больше поставщиков сырья.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Пример реализации бизнес идеи производства специй
  2. О вкусах не спорят
  3. Необходимые активы для начала бизнеса:
  4. За пряностями на Восток
  5. На страх и риск
  6. Держаться за воздух

Пример реализации бизнес идеи производства специй

Василий Забужко, директор компании «Ямуна», замысел открытия собственного производства пищевых приправ привез в 1999 году из Чехии, где во время отдыха посетил один из заводов по переработке и фасовке специй. «Наша компания выходила на рынок с одним продуктом — куркумой, которая в то время была экзотикой для Украины. Мы были первыми, кто завез эту пряность в страну в промышленных масштабах, — вспоминает Василий. — Я купил четыре тонны куркумы и две тонны карри, причем еще не знал, кому их буду продавать. Решил фасовать в пакетики и реализовывать предприятиям пищевой промышленности».

 «В 2004 году в Украине рынок специй в широком его понимании только зарождался: появлялись всевозможные смеси пряностей, приправ и добавок, — рассказывает Константин Сичной, заместитель директора по маркетингу Торгового дома «Любисток». — На решение руководства компании о входе в этот сегмент бакалейного направления повлияла рентабельность бизнеса, которая на тот момент составляла 70–100%. Ныне же уровень конкуренции довольно высок и прибыльность сократилась до 10–20%». При этом, как заметил Василий Забужко, на рынке много мелких компаний, производящих приправы, не соответствующие стандартам. «Они используют низкокачественное сырье, поэтому могут продавать товар дешевле, чем другие компании. Из-за того, что государство не уделяет должного внимания рынку, специи фасуют все кому не лень и их качество падает», — негодует бизнесмен.

Кроме отечественных производителей украинцев снабжают специями иностранные компании, работающие в нашей стране, как правило, через официальных представителей. Дешевой зарубежной продукции у нас практически нет, так как в рознице средняя стоимость иностранной приправы составляет около 3,5 грн. «Обычно импортная продукция сбывается в торговых сетях. На ее долю приходится примерно 30% продаж в денежном выражении», — говорит г-н Сичной.

О вкусах не спорят

«У потребителей есть возможность широкого выбора в торговых точках, начиная с базаров и заканчивая супермаркетами, от простого перца до многокомпонентного продукта, к примеру, приправа в комплекте с рукавом для запекания», — рассказывает об ассортименте рынка Константин Сичной. Но, несмотря на изобилие товаров, наиболее востребованной пряностью остается уже упомянутый молотый перец, а также перец горошком и лавровый лист. На их долю приходится около 60% рынка в денежном выражении, остальные продажи обеспечивают специализированные и вкусовые приправы на основе соли, а также такие пряности, как гвоздика, кориандр и горчица. «Большая часть нашей продукции предназначена для конечного потребителя, который может приобрести товар в рознице, — разъясняет Константин. — Также работаем с направлениями HoReCa и В2В. Последние — это преимущественно производственные компании мясо-молочного и пекарского направления».

Притом что культура потребления приправ в нашей стране далека от мировых традиций, у нас уже сформировались некоторые особенности рынка и предпочтений покупателей. «Паприка наиболее востребована в Закарпатье и на юге страны, барбарис — в Крыму, — заявляет Константин Сичной. — Жителей востока можно характеризовать как консерваторов, а потребителей на западе и в центре страны назвать новаторами. Именно поэтому новинки лучше запускать в западных и центральных областях. К сезонным особенностям следует отнести увеличение продаж приправы к шашлыку и грилю в апреле. Также весной начинается снижение продаж приправ к картофелю и моркови».

Необходимые активы для начала бизнеса:

  •  Денежные ресурсы для производства специй — 500 тыс. грн.
  •  Производственное здание и склад — от 1000 кв. м.
  •  Транспорт — 2 автомобиля грузоподъемностью до 3,5 т.
  •  Персонал — 20 чел. (з/п от 4000 грн).
  •  Запасы сырья, этикетки, тара — 1,5 млн грн.
  •  Разрешительная документация и маркетинговый бюджет — около 200 тыс. грн.

Источник: ТД «Любисток»

За пряностями на Восток

Пряности в Украине практически не выращиваются, поэтому предпринимателям приходится импортировать сырье либо же приобретать его у поставщиков. Крупные предприятия, как правило, закупают товар самостоятельно в странах-производителях, договариваясь с местными посредниками. Как отмечают участники рынка, география поставок достаточно обширная: черный перец везут из Вьетнама, лавровый лист — из Турции и Грузии, гвоздику — с Мадагаскара. Мировой же столицей специй и пряностей считается Индия. Именно из этой страны доставляют в Украину самые экзотические пряности.

Василий Забужко каждый год отправляется сюда за сырьем, чтобы лично проконтролировать закупки. «В Индии специями торгуют на бирже. Но так как своего брокера у нас нет, приходится работать с посредниками. Для нашей компании они покупают на бирже перец, куркуму, кумин и пр.», — разъясняет предприниматель. Ну а так как пряности — биржевой продукт, их закупки связаны с валютными рисками и неурожаями. «Одна из основных особенностей нашего бизнеса — зависимость от урожайности специй в странах-производителях, — подтверждает Дмитрий Накыдалюк. — Были случаи, когда цена на перец росла не по дням, а по часам. Пока стоимость стабилизировалась, но ждем подорожания черного перца, так как поступила информация о том, что во Вьетнаме неурожай».

И, как ни странно, основная сложность для предпринимателей не в закупке сырья, а в доставке товара на территорию Украины. Ведь, как заметил предприниматель, просивший не называть его имя в публикации, рынок изрядно донимают украинские таможенники, завышая платежи при растаможивании грузов. «На таможне берут за основу среднеевропейские цены, по которым все должны растаможиваться. К примеру, кто-то привез специи по $10, а их реальная цена $3. Но таможню это не интересует и нам приходится платить по самой высокой цене, — сетует бизнесмен. — Был случай, когда мы купили по фьючерсу во Вьетнаме перец по $1,2, а через год в Европе он стоил $3. В итоге, когда мы получили 100 тонн перца, вынуждены были заплатить за растаможку больше, чем рассчитывали. В результате произошло незапланированное вымывание средств и наша компания сразу выпала с рынка. К примеру, если раньше в месяц мы продавали 30 тонн перца, сейчас в лучшем случае — 5 тонн. Вот так государство «помогло» национальному производителю».

На страх и риск

Участники рынка признаются, что в их бизнесе много подводных камней, поэтому рассчитывать на легкий старт новичкам не стоит. Во многом успех производителей зависит от их самостоятельности и умения обходиться без посредников. «У нас группа компаний, состоящая из двух производственных предприятий, сбытовой компании и складского комплекса. Также создана собственная логистика и налажен прямой импорт специй, — объясняет структуру предприятия Константин Сичной. — Но, чтобы создать все это, приходилось набивать шишки, учиться на своих ошибках, так как начинали бизнес с одного фасовочного аппарата и ассортимента из десяти позиций».

Учитывая жесткие условия игры на рынке, многие компании вынуждены реагировать незамедлительно, внося коррективы в свою работу. «Специи — основное направление нашего бизнеса, но руководством компании было принято решение по максимуму использовать оборудование предприятия, позволяющее производить несколько видов продукции без больших дополнительных капитало­вложений, — объясняет Дмитрий Накыдалюк. — К примеру, в прошлом году была выпущена пробная партия снековой продукции и весовых чаев. А в этом году мы начали фасовать кофе и представили ассортиментную линейку из восьми видов чая в пакетиках».

Держаться за воздух

Эксперты убеждены, что отрасль ожидает естественный отбор и, соответственно, уход слабых компаний. «Очевидно, усилится диктат сетевой розницы и некоторые марки исчезнут. Возможно, производители начнут изготавливать продукцию для собственных марок розничных сетей или же будут появляться многофункциональные продукты, — прогнозирует г-н Сичной. — Конечно, новички на рынке будут всегда, но нерассчитавшие силы быстро обанкротятся или будут фасовать второсортное сырье, торгуя из-под полы. Производители же среднего уровня должны менять свою политику, ориентируясь на сетевую торговлю и уходя с базаров».

Среди прочих тенденций представители отрасли отмечают рост влияния локальных производителей. «В каждом областном центре появились свои фасовщики. Так как конкуренция растет и предприятия несут большие логистические затраты, местные производители за счет экономии на доставке могут предложить выгодные цены. То есть их продукция становится более конкурентной, — поясняет г-н Накыдалюк. — Скорее всего, тенденция будет такова, что компании, которые крепко стоят на ногах, либо займут место в своей нише специй и приправ, развивая ассортимент продукции, либо же будут выходить на другие рынки, параллельно производя новые виды продукции».


Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Горячие предложения

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Полезные статьи по данной тематике

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com