«Коммерческая тайна» в законодательной базе и внутренних положениях компании
Согласно статье 505 Гражданского Кодекса Украины коммерческой тайной является «секретная информация, в том понимании, что она в целом или в совокупности ее составляющих является неизвестной и не может быть легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит»..
При этом не относятся согласно ГКУ к коммерческой тайне «сведения, которые подлежат обязательной публикации, предоставлению по запросу неограниченного круга лиц, а также сведения, относительно которых в законодательстве содержится прямой запрет на распространение на них режима ограниченного доступа (например, не может быть засекречена информация о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания, предметов быта)», – уточняет Екатерина Гутгарц, партнер адвокатского бюро «АБГ».
Кроме того, согласно Постановлению КМУ №611 от 09.08.1993, существует перечень сведений, которые не могут быть никем причислены к коммерческой тайне:
- документы о платежеспособности;
- сведения об участии должностных лиц предприятия в других организациях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
- учредительные документы, документы, позволяющие заниматься предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами;
- государственная отчетность по всем установленным формам; данные, необходимые для проверки расчета и оплаты налогов и других обязательных платежей; документы об оплате налогов и сборов
- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом, по профессиям, по должностям; о наличии вакансий;
- информация о несоблюдении безопасных условий труда;
- информация о реализации продукции, причиняющей вред здоровью, а также о других нарушениях законодательства и размеры причиненных при этом убытков.
Помимо общезаконодательного толкования термина «коммерческая тайна», предпринимателю необходимо лично составить и утвердить перечень информации, который в его компании подлежит неразглашению со стороны сотрудников, а также ознакомить с ним сотрудников, владеющих этими данными
Чаще всего неразглашению подлежит следующая информация:
- уровень прибыли и ценовая политика;
- финансовые и административные планы развития организации;
- сведения о заключенных или запланированных контрактах;
- данные о контрагентах (поставщиках и клиентах).
- собственные изобретения и рационализаторские предложения, которые еще не защищены авторским или патентным правом; собственные аналитические обзоры рынка, маркетинговые исследования.
Следует учесть, что неразглашению обычно подлежит не только суть и текст договоров компании, но и сам факт их заключения.
С организационной точки зрения, специальная комиссия, созданная учредителем компании, прописывает механизм защиты коммерческой тайны во внутренних документах и определит степень ответственности за нарушение. На этой основе создается приказ руководителя.
Механизм защиты коммерческой тайны
Действенный механизм защиты коммерческой тайны от ее разглашения, как инструмента недобросовестной конкуренции на рынке, состоит из трех основных элементов:
- организационные меры;
- технические меры;
- правовые меры.
Организационные меры защиты информации подразумевают ограничение доступа к сведениям, важным для компании. Это означает, что каждый сотрудник компании получает возможность работать лишь с теми данными, которые необходимы ему для выполнения своих обязанностей.
К примеру, менеджеру по продажам не обязательно знать о планируемых заключениях контрактов с поставщиками, а вот начальнику юридического отдела эти сведения необходимы. Таким образом, данные стратегического развития компании будут известны лишь топ-менеджменту и ключевым работникам организации.
Технические меры защиты информации подразумевают использование специальных программ и оборудования, запрещающих просмотр и/или копирование важной электронной информации. Для этого блокируют доступ к жесткому диску или возможность использования сменных цифровых носителей.
Такие меры возлагают на системного администратора дополнительные обязанности: сотрудник фирмы обращается к нему, если требуется доступ к секретной информации, мотивируя свой запрос. Таким образом, в случае «утечки» какой-либо информации, системный администратор или другой уполномоченный сотрудник без труда очертит круг подозреваемых.
В процессе внедрения технических мер защиты информации, последнюю следует разбить на категории, по уровню важности (сведения, которые предпочтительно сохранить в максимально полной тайне; информация, огласка которой возможна, но не слишком желательна; повседневная рабочая информация) и составить список сотрудников, имеющих доступ к каждой группе информации.
Правовые, юридические меры защиты информации предполагают оформление права субъекта предпринимательской деятельности на коммерческую тайну посредством внесения соответствующих дополнений в следующие документы:
- устав организации (прописать о вводе режима коммерческой тайны);
- учредительский договор;
- коллективный договор;
- внутреннее положение «О коммерческой тайне и правилах ее сохранения»;
- внутренние положения «О разрешительной системе доступа исполнителей к документам и сведениям, которые являются коммерческой тайной предприятия», «О режиме работы с коммерческой тайной сотрудников»; возможно создание и иных, подобных названным, нормативов.
Во внутренних положениях компании о коммерческой тайне следует отобразить:
- функции руководства в сфере защиты информации;
- порядок определения и учета информации;
- механизм обеспечения сохранности информации;
- механизм доступа к коммерческой тайне органов государственной власти;
- порядок распространения коммерческой тайны;
- меру ответственности за разглашение коммерческой тайны;
- конкретный срок, на который информация приобретает статус коммерческой тайны.
Можно или нельзя ограничить место новой работы вашего сотрудника
Некоторые предприниматели с целью предотвращения утечки информации, включают в трудовые договора с топ-менеджментом компании оговорки о неконкуренции. Последние предусматривают, что сотруднику на протяжении определенного срока запрещается работать в организациях с аналогичным профилем деятельности, иметь самостоятельные бизнес-отношения с клиентами компании. Иногда такие договора заключаются и при увольнении работника.
Помимо уже упомянутых ограничений в деятельности, оговорки о неконкуренции могут содержать правило, согласно которому сотрудник, после уведомления об увольнении, должен провести некоторое время (в основном, два-три месяца) в оплачиваемом отпуске. За это время информация, которой обладал работник, морально устаревает и становится менее ценной.
Однако лишь в некоторых странах Запада нормы о неконкуренции работников законодательно закреплены. В национальном законодательстве Украины они отсутствуют.
Более того, такие оговорки вступают в противоречие с национальным законодательством, в части его гарантии на труд и свободу предпринимательской деятельности. И в случае подачи судебного иска со стороны бывшего работодателя вероятнее всего, внутренние положения организации о неконкуренции будут признаны недействительными.
Ответственность за разглашение коммерческой тайны
За нарушение прав предпринимателя в части сохранение коммерческой тайны законодательством Украины предусмотрены следующие виды ответственности:
- ответственность в рамках трудовых отношений;
- гражданско-правовая ответственность;
- административная ответственность;
- уголовная ответственность.
Главная сложность привлечения к ответственности состоит в том, чтобы доказать, что информация, которая представляла коммерческую ценность, действительно держалась в тайне – и не было многочисленных простых в реализации лазеек доступа к ней для любых заинтересованных лиц, помимо разгласившего и использовавшего ее сотрудника.
Согласно статьям 130, а также 132 Кодекса законов о труде Украины работники за причинение вреда организации при выполнении трудовых обязанностей, как правило, несут материальную ответственность в ограниченном размере (равна среднемесячному заработку). Возмещению подлежит лишь прямой ущерб, косвенные убытки не возмещаются.
Впрочем, судебная практика свидетельствует о том, что привлечение к материальной ответственности бывших топ-менеджеров компании является практически невозможным по причине сложности получения доказательств разглашения конфиденциальной информации, а также определения размера убытков. В ходе большинства подобных судебных процессов ответчикам пока что удавалось доказать отсутствие кражи коммерческой тайны.
Таким образом, наиболее действенными методами защиты коммерческой тайны являются превентивные меры, которые включают грамотный подход к заключению трудовых контрактов, кадровую политику, а также установление надежной системы технической защиты информации.
Читайте также:
- Бизнес-инфографика: инструменты и эффективность
- Бренд-маркетинг: базовые основы и понятия
- Как создать эффективный слоган бренда или компании
- Маржа в маркетинге - методика расчета, формулы
- Маркетинг и пиар компании
- Маркетинговые идеи в сфере розничной торговли
- Новый товар, новый бренд: советы по недорогому продвижению продукции
- Создание логотипа: шаг за шагом
- Супермаркет садовых товаров: шесть маркетинговых советов для уменьшения расходов и увеличения продаж
- Управление деловой репутацией
- Четыре основные ошибки позиционирования торговой марки – и их преодоление
- Этика ведения бизнеса