про бізнес-фінанси

Лизинг персонала, аутсорсинг и аутстаффинг - экономим на персонале

Prostobiz.ua рассказывает, что такое лизинг персонала, как можно сэкономить на работниках, оформив договор аутсорсинга. Для чего же нужен лизинг рабочего персонала на рынке труда и как его организовать в современных условиях?

Путеводитель по статье

  1. В каких случаях бизнесу выгодно брать персонал в лизинг

  2. Что такое лизинг персонала, аутсорсинг, аутстаффинг

  3. Договор лизинга персонала

  4. Налоговые рифы и налоговый учет

  5. История аутстаффинга

Видео путеводитель
Лизинг персонала, аутсорсинг и аутстаффинг - экономим на персонале

Лизинг персонала, аутсорсинг и аутстаффинг - экономим на персонале

Как показывает практика, аутстаффинг персонала чаще всего используют иностранные представительства для решения проблемы ограничения штатной численности персонала. В украинских реалиях и особенностях ведения бизнеса отечественные предприниматели только начинают использовать лизинг персонала. Украинские работодатели начинают обращаться к иностранному опыту, для внедрения механизмов аутсорсинга, аутстаффинга и лизинга персонала

В каких случаях бизнесу выгодно брать персонал в лизинг?

  • Уставным договором или вышестоящей организацией устанавливается ограничение численности работников.
  • Компании важно иметь представителя в регионе, но не имеет смысла открывать филиал или представительство.
  • Необходимо повысить инвестиционную привлекательность компании.
  • Сотрудника необходимо оформить на испытательный срок для оценки результатов его работы более чем на три месяца (которыми ограничивается продолжительность испытательного срока, согласно КЗоТу).
  • Нужно сократить налоги и социальные взносы, связанные с начислением и выплатой заработной платы.
  • Есть потребность в освобождении финансового отдела и службы персонала от определенного объема работы, связанной с ведением кадрового делопроизводства, начислением зарплаты и проч.
  • Нужно обеспечить выплату «белой» зарплаты нескольким ключевым специалистам (в том случае, когда они требуют полной легализации доходов и настолько ценны для компании, что им идут в этом навстречу).
  • Для сохранения статуса малого предприятия или приобретения последнего со всеми вытекающими финансовыми и налоговыми выгодами.
  • В случае необходимости снизить риски, связанные с трудоустройством лиц, не имеющих постоянной регистрации в данной местности.

Что такое лизинг персонала, аутсорсинг, аутстаффинг

Аутстаффинг предполагает, что сотрудники, работая в одной компании, числятся в штате другой, которая называется провайдером. Например, в рекрутинговом агентстве, или, что предпочтительнее, в компании, которая гордо именует себя «профессиональным работодателем». В этом случае компания-провайдер берет на себя обязательства по выплате заработной платы, работе со всей кадровой документацией, отчислению налогов, оформлению больничных листов и т.п. При этом провайдеру глубоко безразлично, какие функции выполняют «их» сотрудники, а порой — даже как они выглядят. Потому что реальный работодатель просто «оформляет» у провайдера своих собственных сотрудников, а они продолжают работать на своем предыдущем предприятии, хотя и не числятся на нем.

Аутсорсинг предполагает, что часть «непрофильных» функций может взять на себя компания, которая профессионально оказывает услуги уборки или охраны, доставки грузов или юридического обслуживания. «Чаще всего заказывают персонал на производство, например, водителей погрузчиков, грузчиков, уборщиков, немного реже — административный. Но основные сложности возникают в привлечении низкоквалифицированного персонала, дефицит которого мы ощущаем. Хотя за годы своей работы мы накопили большой опыт решения таких проблем с помощью создания кадрового резерва и других технологий», — рассказывает Александр Веровка, менеджер по развитию бизнеса компании Acumen Outsourcing (штат — 1500 чел.). Компании-клиенту может быть совершенно безразлично, кто именно из сотрудников будет заниматься решением их вопросов, лишь бы дело было сделано качественно и в срок.

Лизинг персонала предполагает, что сотрудники одной компании привлекаются к проекту в другой. Т.е временно «сдаются в аренду». Срок в этом случае может составлять от двух-трех месяцев до нескольких лет. По такому принципу работают иногда коллективы инженеров-проектировщиков, архитекторов. Еще такая форма сотрудничества очень распространена в сфере ИT, так как многие иностранные и отечественные компании — разработчики ПО, выполняя грандиозные, но разовые проекты, предпочитают привлекать к их выполнению «творческие коллективы» программистов со стороны. Активно занимаются лизингом персонала и рекламные агентства, предоставляя, например, промоутеров и стендистов для работы на выставках.

Договор лизинга персонала

В действующем законодательстве Украины нет определения «лизинг персонала», соответственно нормативно-правового регулирования договоров лизинга не существует. В соответствии со ст. 759 ГКУ предметом договора аренды может быть только имущество. Глава 58 «Наем (аренда)» ГКУ не определяет персонал как предмет договора аренды. Можно сделать вывод, что законодательством нашей страны не предусмотрена возможность заключения договора лизинга персонала. В то же время, в законодательных актах вы не найдете запрет на оформление и заключение такого договора. Поэтому стороны могут заключить договор лизинга персонала, который соответствует основным требованиям составления договоров.

«В силу отсутствия в КЗоТе и ГК Украины прямого законодательного регулирования вопросов лизинга (аренды) персонала существуют некоторые сложности оформления договорных отношений между компанией-заказчиком и компанией-провайдером, а также проблемы взаимоотношений между наемными работниками и их фактическими работодателями. Зачастую это сводится к фактам сверхнормативных переработок работников на предприятии-заказчике, а также к ограничениям законодательно установленных гарантий и компенсаций», — сообщил Николай Сидоренко, юрисконсульт юридической компании «Шмаров и Партнеры».


Для осуществления деятельности по предоставлению персонала в лизинг необходимо получить разрешение Госслужбы занятости (согласно ст. 39 ЗУ «О занятости населения»).

Налоговые рифы и налоговый учет

Но если с лизингом персонала и аутсорсингом все достаточно просто и понятно, то сложности с применением аутстаффинга возникают, по меньшей мере, с трех сторон — со стороны налоговых органов, зачастую трактующих этот способ как «схему ухода от налогов», со стороны «несознательного» персонала, не желающего оформлять трудовые отношения «неизвестно с кем», и со стороны законодательства, неотрегулировавшего эту процедуру.

Что касается налоговиков, то в большинстве своем они с пониманием относятся к тому, что к аутстаффингу вынуждены прибегать иностранные представительства, но не жалуют тех, кто пытается таким образом сократить налоговые издержки. И поэтому, несмотря на то, что в украинском законодательстве нет прямого запрета на аутстаффинг (как, впрочем, и разрешения), существуют прецеденты применения значительных штрафных санкций к таким предприятиям. «Особенно чреваты нехорошими последствиями ситуации, когда предприятие само создает структуру (например, кадровое агентство, работающее на едином налоге), предоставляющую эту услугу головной компании», — рассказал Игорь Знойный.

Кроме того, считается, что экономически обоснованным аутстаффинг становится в случае вывода за штат не менее чем 50 сотрудников. Или если компания-провайдер пользуется льготным налогообложением, например, является плательщиком единого налога. Тогда уменьшается сумма «зарплатных» отчислений (коммунального налога, налога с доходов, страховых взносов в социальные фонды, налога на прибыль, взносов в Фонд социальной защиты инвалидов). И если обычно компания вынуждена почти половину той суммы, которая составляет зарплату сотрудника, «отдавать» в качестве налогов, то при такой схеме работы можно сэкономить до 25% налоговых отчислений. Однако нужно учитывать, что за «содержание» у себя в штате «чужого» сотрудника компания-провайдер возьмет оплату в размере 15-20% от оклада.

Что касается неприятия сотрудниками такого вида трудовых взаимоотношений, то выход может быть найден в четком разъяснении причин применения такой схемы и выполнении всех социальных гарантий. Большое значение может иметь и готовность пойти навстречу в решении таких вопросов как предоставление рекомендательных писем (объясняющих различие между фактическим и реальным местом работы), легализация доходов сотрудников и т.п. Но иногда даже такие меры не до конца способны убедить людей, что их положение стабильно и недвусмысленно. А потеря боевого духа и ощущения стабильности в коллективе вряд ли может быть компенсирована снижением материальных издержек.

Однако если необходимость или экономическая выгода превышает риски, то прежде чем воспользоваться любой из этих услуг, следует очень тщательно подойти к выбору провайдера, который должен иметь достаточно ресурсов для обеспечения процесса, а также значительный и долгосрочный опыт в предоставлении этих услуг.

История аутстаффинга

По некоторым данным, родиной аутстаффинга являются США. Спрос на эту услугу появился в 60-70-х годах прошлого века после того как было пересмотрено трудовое законодательство, которое стало настолько сложным, что менеджеры небольших компаний предпочли «переложить» ответственность за свой персонал на специализированные компании и избавиться от головной боли по решению сопутствующих кадровых вопросов. Как показывает анализ, сейчас аутстаффинг в США представляет собой услугу с четко определенным механизмом реализации, закрепленным законодательно. Ее предоставлением занимаются компании, деятельность которых называют Professional Employer Organization (PEO), дословно — профессиональный работодатель». На сегодняшний день в США работает более 2000 таких компаний.

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?