про бізнес-фінанси

Организация для сотрудников специальных комнат отдыха и релаксации

Чтобы сотрудники “не кипели” на работе, компаниям стоит подумать об организации специальных комнат отдыха и релаксации.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Для чего нужны комнаты отдыха?
  2. Зона комфорта




Для чего нужны комнаты отдыха?

Наверняка все помнят кадры из советского фильма “Самая обаятельная и привлекательная”, в котором труженики проектного института коротают свое обеденное время за игрой в пинг-понг. Смеем заверить, подобная забава на рабочем месте — далеко не режиссерский ход. В советское время действительно были предусмотрены обязательные физкультпаузы, когда сотрудники в обозначенное время отвлекались от работы и выполняли, например, непродолжительные физические упражнения. Не такое уж бессмысленное занятие, если учитывать, что производительность труда, по мнению медиков, возрастает на 15% в результате регулярных физкультурных пауз в течение трудового дня. Подобные передышки позволяют немного расслабиться, на время отвлечься от текущей работы, способствуют предотвращению стрессовых ситуаций.

“Если бы мы могли измерить эмоциональное состояние каким-либо прибором, то оно разделилось бы на продуктивное (покой, комфорт, радость) и непродуктивное (агрессия, дискомфорт). К сожалению, в нашей жизни очень мало моментов, которые можно было бы назвать на 100% продуктивными, поэтому для людей очень важна психологическая разгрузка, в том числе и на рабочем месте”, — считает бизнес-консультант консалтинговой группы BusinesSystem (г.Киев; управленческий консалтинг; с 2001 г.; 6 чел.) Вадим Шепелев.

Давно известно, что японские служащие, для того чтобы “выпустить пар”, лупят чучела своих начальников, а в Германии создают специальные комнаты психологической разгрузки. В конце 80-х годов прошлого столетия на предприятиях СССР стал проявляться заметный интерес к немецким практикам расслабления, но затеянная в стране политическая и социально-экономическая перестройка не дала ему развиться. Более того, в пылу этой перестройки и в последующее время в истории нашей страны такой элемент заботы о персонале, как комнаты отдыха, вообще затерялся. А возрождаться начал только по прошествии нескольких лет.

Сегодня для сотрудников многих украинских компаний отдушиной чаще всего становятся корпоративные места приема пищи (столовые на предприятии, офисные кухни, кафе) или курилки (иногда оборудованные с большой любовью). Такой скудный набор мест релаксации бизнес-тренер компании Team Power (г.Киев; управленческий и организационный консалтинг; с 2000 г.; 4 чел.) Максим Кебас объясняет непоколебимой уверенностью топ-менеджеров и владельцев компаний в том, что раз уж человек приходит на работу, то он должен исключительно работать, а не релаксировать. “Если же у сотрудников возникает потребность, например, в комнатах для релаксации, то владельцы бизнесов расценивают это как невозможность сотрудников справляться с возложенными на них обязанностями”, — говорит г-н Кебас.

Тем не менее практика показывает, что не все руководители исповедуют столь жесткий стиль работы. Во многих украинских организациях организовывают специализированные комнаты отдыха для работников. При этом понятие “комната” зачастую бывает условным и подразумевает некое организованное пространство на территории компании, где сотрудники могут отдохнуть и расслабиться в течение рабочего дня. Формат таких “жилых уголков” определяется, как правило, исходя из специфики деятельности фирмы. Это могут быть как стандартные подсобки (так называемые комнаты для персонала), в которых можно перекусить, выпить кофе, так и целые неформальные клубы с мини-кинотеатрами, игровыми столами, роскошной мягкой мебелью, душем и рядом других “примочек”. Для одних работодателей подобное место — всего лишь производственная необходимость, тогда как для других — конкурентное преимущество в борьбе за рабочие руки и мозги.

Зона комфорта

В отношении применения способов релаксации на рабочем месте у всех на слуху опыт одного из IT-гигантов — компании Google. Ее цюрихский офис, напичканный оригинальными тематическими зонами отдыха, вызывает заслуженную зависть у офисных работников во всем мире.

Вадим Шепелев уверен, что важно разнообразить отдых сотрудников, и если компания может себе это позволить, то лучше не экономить. По такому пути пошла GlobalLogic, которая сделала своим конкурентным преимуществом климат и образ жизни в организации. “На рынке IT-персонала очень серьезная конкуренция. Хороших специалистов мало, а доступных по цене еще меньше. Поэтому мы серьезно подходим к вопросу организации быта и досуга в наших офисах. Первой релаксационной комнатой стала кальянная. Позже появилась идея создать на территории компании фан-зону — G-Club”, — рассказывает Елена Ермакова, event- и PR-менеджер компании GlobalLogic (г.Киев; информационные технологии, разработка программных продуктов; с 2003 г.; 1 тыс.чел. по Украине). G-Club был открыт летом этого года, занял 300 кв.м офисной площади. Там воплощены все пожелания сотрудников, начиная от тренажерного зала, игровых столов и заканчивая мобильным кинотеатром, трансформирующимся в конференц-зал. Госпожа Ермакова не скрывает своей гордости, говоря о том, что G-Club создан не только для сотрудников компании. Он также является местом неформального общения и обмена опытом между профессионалами индустрии высоких технологий. В клубе проводятся и разного рода конференции и тренинги.

По схожему пути работы с персоналом еще три года назад пошла и компания “Софтлайн”, которая в холле своего офиса разместила столы для различных настольных игр. “В каждой работе необходима психологическая разгрузка, а в IТ-сфере — тем более. Разработка программных продуктов — это процесс творческий и довольно трудоемкий, а “пятиминутки” активного отдыха отлично помогают справляться с эмоциональным напряжением при выполнении задачи”, — делится опытом Светлана Судиловская, PR-менеджер компании ЗАО “Софтлайн” (г.Киев; разработка программного обеспечения и информационных систем; с 1995 г.; более 600 чел.). По ее словам, набор вышеперечисленных “инструментов для отдыха” определил контингент компании, где 80% сотрудников — мужчины.

Примерно таким образом (путем опроса сотрудников) были организованы комнаты отдыха и в киевском представительском офисе компании “Бритиш Американ Тобакко Украина”. Сотрудники давно говорили руководству, что необходимо организовать такие комнаты, но реализация их пожеланий стала возможной только тогда, когда компания переехала в новый офис. “Комнаты отдыха площадью 19 кв.м каждая оформлены в общей корпоративной стилистике. Они отделены от рабочей зоны (open space) стеклянными стенами и имеют большие окна (от пола до потолка). В них размещены диваны, чайный столик, кофейный автомат, имеется набор необходимой посуды, — рассказывает Анна Неделько, менеджер по персоналу компании “Бритиш Американ Тобакко Украина” (в Украине с 1993 г.; в состав входит Прилуцкая табачная фабрика; около 1 тыс.чел.). Кстати, г-жа Неделько поскромничала и не упомянула, что в офисе имеется еще и “потайной спортзал” — большая гардеробная, где в укромном уголке установлен тренажер для позвоночника, так называемый профилактор Евминова. Для тех, кто в течение рабочего дня вдруг почувствует дискомфорт от длительного сидения за рабочим столом (во всяком случае, некоторое время назад профилактор в гардеробной комнате компании был. — Ред.).

Для ряда компаний необходимость иметь комнаты отдыха определяется, как мы уже говорили, спецификой работы. “В рознице очень напряженный рабочий день, как физически, так и эмоционально. Поэтому каждому человеку необходимы не только перерывы на обед, но и обязательные пятиминутные паузы в течение дня”, — говорит Ольга Синчило, начальник службы мотивации и корпоративной культуры отдела управления персоналом компании “Фокстрот. Техника для дома” (г.Киев; оптово-розничная торговля бытовой техникой; 217 магазинов по Украине; с 1994 г.; более 9 тыс.чел.). В пользовании сотрудников небольшое помещение с мини-кухней, обеденной мебелью, а также шкафчики для смены одежды. Здесь работники могут отдохнуть, ознакомиться с новостями компании, пообщаться с коллегами. Кроме того, это еще и место для обучения и развития персонала. Для психологической разгрузки сотрудников call-центра в компании “Київстар GSM” тоже специально оборудованы помещения для отдыха, где “телефонисты” могут ненадолго отвлечься от работы. Кроме того, для сотрудников центрального офиса оборудован внутренний дворик, где они отдыхают в теплое время года. “Внутренний дворик было решено организовать для комфорта сотрудников. Ведь в течение дня иногда просто необходимо побывать на свежем воздухе, отвлечься от работы, пообщаться с коллегами в неформальной обстановке”, — объясняет Елена Кропивянская, директор по персоналу и развитию организации ЗАО “Київстар GSM” (г.Киев; оператор мобильной связи; с 1994 г.; 2776 чел.).

Как правило, все заботы по организации подобных комнат и зон релаксации ложатся на плечи специалистов отдела маркетинга или внутренних коммуникаций, которые обязаны точно определить пожелания сотрудников. И посещение подобных мест отдыха чаще всего не регламентируется, потому как в большинстве компаний сотрудников оценивают по их результативности, а не по присутствию или отсутствию на рабочем месте. “При создании интерьера и наполнения нашей комнаты мы полностью обошлись собственными силами, выступив в роли дизайнеров. А экспертами-психологами были специалисты нашего отдела по персоналу”, — говорит Елена Ермакова. Хотя, конечно же, можно пригласить и дизайнера со стороны. Стоимость услуг по оформлению дизайна корпоративного помещения сегодня варьируется довольно широко, но в среднем составляет $20-30 за 1 кв.м помещения.

В качестве вывода хотелось бы отметить, что любая маломальская зона отдыха для сотрудников (будь то комната или отдельный уголок), оформленная при этом со вкусом и выдумкой, лишь украсит любой офис и добавит реноме уважающей себя фирме. А расходы на ее обустройство с лихвой окупятся хотя бы за счет того, что сотрудники действительно будут меньше “сгорать” на рабочем месте. Попробуйте и убедитесь.





Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram



Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Полезные статьи по данной тематике



© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com