Анализ закона о трансфертном ценообразовании

Свершилось. Глава государства 31 июля 2013 года подписал закон О внесении изменений в Налоговый кодекс о трансфертном ценообразовании №2515, принятый Верховной Радой 4 июля.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Операции, над которыми осуществляется контроль
  2. Кто такие связанные лица
  3. Методы определения обычных цен в контролируемых операциях
  4. Налоговый контроль и отчетность
  5. Согласование цен в контролируемых операциях
  6. Штрафные санкции

Система государственного регулирования трансфертного ценообразования  предусматривает введение новых правил определения цен для целей налогообложения во внешнеэкономических операциях со связанными лицами. По мнению авторов закона, необходимость ее внедрения связана с  распространением практики искусственного создания финансовых потоков между предприятиями, которые входят в состав одной транснациональной корпорации (ТНК) или промышленно-финансовой группы (ПФГ) и расположены в разных странах. Благодаря чему  ТНК и ПФГ выводят финансовые ресурсы за пределы отечественной экономики, чем оптимизируют свои налоговые обязательства, а государственный бюджет Украины, соответственно, недополучает средства. В качестве примера стран, где достаточно жесткие правила трансфертного ценообразования были внедрены весьма успешно авторы закона приводят Российскую Федерацию, Индию и Китай. Впрочем, почему Украина должна равняться именно на эти страны, а не, скажем, на Европу, авторы скромно умалчивают.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием в Украины, согласно закону, будет основываться на принципе “вытянутой руки” (arm's length principle), который предусматривает увеличение налоговых обязательств связанных лиц до уровня налоговых обязательств несвязанных лиц при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий совершенных ими операций. Разберемся с принципами трансфертного ценообразования подробнее.

Операции, над которыми осуществляется контроль

Согласно закону, налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривает корректировки налоговых обязательств налогоплательщика со связанными лицами до уровня налоговых обязательств, рассчитанных при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий контролируемой сделки коммерческим и/или финансовым условиям, которые имели место во время осуществления сопоставимых операций, стороны которых не являются связанными лицами.

При этом, контролируемыми считаются:

а) хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемых налогоплательщиками со связанными лицами - нерезидентами;

хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками со связанными лицами - резидентами, которые:

  • декларируют отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;
  • применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;
  • уплачивают налог на прибыль предприятий и/или налог на добавленную стоимость по другой ставке чем базовая (основная) по состоянию на начало налогового (отчетного) года;
  • не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

б) операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.

Перечень таких государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины и ежегодно публикуется в официальных печатных изданиях и на официальном сайте Министерства доходов и сборов.

Операции признаются контролируемыми при условии, что общая сумма осуществленных операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 миллионов гривен (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год.

Кто такие связанные лица

Определение связанных лиц для целей трансфертного ценообразования также весьма пространно, в частности, к ним относятся:

  • юридические лица - в случае, когда одно из таких лиц напрямую и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20 и более процентов;
  • физическое и юридическое лицо - в случае, когда физическое лицо напрямую и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 и более процентов;
  • юридическое лицо и лицо, имеющее полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов ее состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;
  • юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (владельца или уполномоченного им органа);
  • юридические лица, в которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета назначены (избраны) по решению одного и того же лица (владельца или уполномоченного им органа);
  • юридические лица, в которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица;
  • юридическое лицо и физическое лицо - в случае совершения физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • юридические лица, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • физические лица: супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние, несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель и ребенок, над которым установлена опека, попечительство.

Для физического лица общая доля корпоративных прав налогоплательщика (голосов в руководящем органе), которой она владеет, определяется как доля корпоративных прав, непосредственно принадлежащих такому физическому лицу, и доля корпоративных прав, принадлежащих юридическим лицам, которые контролируются таким физическим лицом.

Методы определения обычных цен в контролируемых операциях

Налогоплательщики, являющиеся сторонами контролируемой сделки, должны использовать один из таких методов определения цен:

а) сопоставимой неконтролируемой цены (аналогов продажи) - базируется на сравнении цены товаров (работ, услуг), примененной во время контролируемой сделки, с рыночным диапазоном цен на идентичные (а при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых операциях;

б) цены перепродажи - заключается в сопоставлении валовой рентабельности контролируемой операции, полученной при дальнейшей реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), которые были приобретены в контролируемой сделке, с рыночным диапазоном валовой рентабельности ;

в) “затраты плюс”- заключается в сопоставлении валовой рентабельности себестоимости контролируемой операции с рыночным диапазоном валовой рентабельности себестоимости в сопоставимых операциях;

г) чистой прибыли - сравнение рентабельности контролируемой операции с рыночным диапазоном рентабельности в сопоставимых операциях;

д) распределение прибыли - заключается в сопоставлении фактического распределения полученного совокупного дохода между сторонами контролируемой сделки с распределением прибыли, осуществленным на экономически обоснованной основе между несвязанными лицами.

Допускается также использование комбинации двух и более методов.

При этом, налогоплательщик использует любой метод, который он обоснованно считает наиболее приемлемым, однако в случае, когда существует возможность применения как метода сопоставимой неконтролируемой цены (аналогов продаж), так и любого другого метода, применяется метод сопоставимой неконтролируемой цены (аналогов продажи).

Налоговый контроль и отчетность

Налогоплательщики, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подать до 1 мая года, следующего за отчетным, отчет о контролируемых операциях в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи. Отчетным периодом является календарный год. Форму отчета утверждает Министерство доходов и сборов.

В случае когда территориальный контролирующий орган во время выполнения функций налогового контроля выявил факты проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчет о которых  не был подан, он посылает сообщение центральному контролирующему органу, который, в свою очередь, может запросить у налогоплательщика  документацию о контролируемых операциях. Такой запрос направляется налогоплательщику не ранее 1 мая.

В свою очередь, налогоплательщик в течение месяца со дня, следующего за днем поступления запроса обязан представить первичную документацию относительно отдельных контролируемых операций, указанные в запросе, и другую документацию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме), которыми он может обосновать соответствие договорных цен указанной контролируемой операции уровню обычных цен.

Но и это еще не все. В случаях:

  • отправки уведомления, как было описано выше;
  • выявления по результатам мониторинга отклонения цен контролируемой сделки от уровня обычных (рыночных) цен;
  • непредставления налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях ;
  • непредставления налогоплательщиком или представление с нарушением требований документации о контролируемых операциях

контролирующий орган имеет право провести проверку налогоплательщика на предмет полноты и правильности начисления налогов и сборов при осуществлении контролируемых операций.

О проведении проверки налогоплательщик должен быть уведомлен не позднее, чем за 10 дней. 

Продолжительность же самой проверки может составлять до полугода, а при необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке — и до года.

По результатам проверки составляется справка (если нарушений не выявлено) или акт (если таковые были обнаружены). Свои возражения налогоплательщик может подать в течение 30 календарных дней, а рассмотрены они будут в течение 10 рабочих.

При этом, весьма странно выглядит перечень источников информации, которые используются контролирующими органами при контроле за трансфертным ценообразованием. В частности, каким-то образом, помимо официальных источников и статистических данных в перечень попали сведения о ценах, диапазоне цен и котировках, полученные из средств массовой информации.

Согласование цен в контролируемых операциях

Крупный налогоплательщик имеет привилегию обратиться в Министерство доходов и сборов с заявлением о согласовании цен в контролируемых сделках.

Такое согласование проводится на ограниченный срок на основании договора между налогоплательщиком и уполномоченным органом Украины, или же, еще и с участием государственного органа, уполномоченного собирать налоги и сборы в  государстве второй стороны сделки.

В частности, согласованию подлежат: виды или перечень товаров, работ или услуг, их цены и перечень методов определения цен, перечень источников информации, которые будут использованы для определения цен, срок, на который согласовываются цены и т. д.

Штрафные санкции

За нарушения законодательства о трансфертном ценообразовании налогоплательщикам грозят немалые штрафы:

  • 5 процентов общей суммы контролируемых операций - в случае непредставления отчета о контролируемых операциях (т. е. минимум 2,5 млн. гривен);
  • 100 минимальных заработных плат - за непредставление документации по запросу контролирующего органа.

 



Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!




Полезные статьи по данной тематике