про бізнес-фінанси

Налоговый Кодекс: нюансы налогообложения операций с нерезидентами

Prostobiz.ua рассказывает о всех важных нюансах налогообложения операций с нерезидентами. В данной статье мы более подробно рассмотрим налог на прибыль, роялти, выплаты за консалтинг, маркетинг, рекламу.

Путеводитель по статье

  1. Налогообложения операций с нерезидентами
  2. Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса (средние цены)
Видео путеводитель
Налоговый Кодекс: нюансы налогообложения операций с нерезидентами

Налоговый Кодекс: нюансы налогообложения операций с нерезидентами

Налогообложения операций с нерезидентами

Странностью Налогового Кодекса стал новый статус постоянных представительств (ПП) иностранных компаний. Если раньше зарегистрированное в Украине представительство считалось резидентом, то теперь – нерезидентом.

Определены и критерии «постоянности» представительства – оказание услуг свыше шести месяцев (не считая услуг набора персонала, услуг подготовительного или вспомогательного характера); наличие соответственных полномочий, официально делегированных материнской структурой; постоянное место деятельности; статус юрлица.

Налог на прибыль ПП начисляется на общих и для резидентов основаниях. При этом безвозвратное финансирование ПП материнской структурой расценивается как прибыль и облагается теми же 25% (с 1 апреля 2011 – 23%), что и любая прибыль. А вот финпомощь ПП от владельцев, возвращенная в течение года, налогом не облагается.

«В отличие же от резидентов, – отмечает Иван Юрченко, старший юрист юрфирмы «Василь Кисіль і партнери» – ПП в Украине, скорее всего, не имеет права регистрировать отрицательное значение прибыли (фиксировать убытки). По крайней мере, формулировки НКУ дают право на такой юридический вывод».

Другие виды налогов для бизнеса:

Как и раньше, доходы нерезидента (читай здесь про налогообложение процентов, дивидендов, роялти, перечень в НКУ открыт: «и другие доходы») могут быть освобождены от налогообложения на основании тех или иных международных конвенций об избежании двойного налогообложения. Однако законодатель попытался пресечь уход от налогообложения путем регистрации фиктивных собственников в странах с низким налоговым прессом. В Налоговом Кодексе реализована новая концепция определения нерезидентности: концепция бенефициарного собственника, который для освобождения от налогов, разумеется, должен быть неукраинским. Кстати, в мире нигде резидентность не определяется по бенефициарным собственникам – да и формулировки сути последних нет ни «у них», ни пока что у нас.

Естественно, официальные компании-агенты, компании-посредники, которые заведомо пропускают средства сквозь себя другим собственникам – уже на послабления налогообложения права не имеют как не-собственники (законодатель решил определить бенефициарного собственника от обратного, чем он не является, и указал только, что это точно не агент и не посредник). Можно ждать худшего и для многих неофициально зарегистрированных как агенты фирм, являющихся посредническими агентами других компаний.

Но вот что делать с владельцами крупного бизнеса, формально зарегистрированными в офшорах, откуда дальнейшее движение средств заведомо неизвестно – законодатель не поясняет. На вопрос корреспондента Prostobiz.ua об этом представитель фирмы «Василь Кисіль і партнери» разъяснил: теперь, если будет политическая воля в отношении той или иной компании – то бенефициарных собственников-украинцев офшорных фирм, формально владеющих украинским бизнесом можно найти, засчитать «кипрскую компанию» украинской по резидентности ее бенефициара и успешно обложить выплату процентов и дивидендов ей украинскими налогами. А не будет политической воли – налоговики будут по-прежнему считать такие компании «кипрскими нерезидентами» и от наших налогов проценты в их пользу останутся освобожденными.

Отметим, что до введения этого правила раньше возникала курьезная коллизия, когда, скажем, две кипрские компании, формально владевшие свыше 90% акций Надра Банка, получали из Украины проценты по этим акциям без украинского налогообложения – хотя даже на сайте банка были публично оглашены конечные (по крайней мере, документарно) бенефициары этих кипрских компаний, являвшиеся гражданами и резидентами Украины.

Согласно нормам международного права – фиксировал Иван Юрченко – конвенции между государствами «сильнее» внутреннего законодательства, то есть и Налогового Кодекса. А ни в одной такой конвенции механизмов определения конечных бенефициаров нет. Как из этой международно-правовой коллизии выкручиваться, пока не совсем понятно.

Роялти, регулярные гонорары в НКУ получило новое четкое определение («раньше было криво», - иронизирует Иван Юрченко). Внутри страны, кстати, теперь нельзя вычесть из прибыли роялти, как и другие затраты, в пользу единоналожников и ФСНщиков (компаний на фиксированном сельскохозяйственном налоге). А за рубеж нельзя вычесть:

  • если нерезидент не облагается в своей юрисдикции налогом;
  • если уплата за продажу интеллектуальной собственности производится впервые;
  • если нерезидент заведомо не является бенефициарным собственником (о чем смотрите выше).

Остальные роялти в пользу нерезидентов можно отнести на валовые затраты, но только в объеме сверх 4% дохода компании за предыдущий год. Естественно, новосозданные компании вычесть роялти в пользу нерезидентов уже не могут вообще, поскольку никаких доходов за предыдущий период у них нет. Исключением являются постоянные представительства зарубежных теле- и радиокомпаний, производителей кино-, видео-, аудио-, книжной продукции, поскольку главной целью всей их хоздеятельности и есть зарабатывание роялти в пользу своих материнских структур.

Выплаты за консалтинг, маркетинг, рекламу в пользу нерезидентов теперь ограничены объемом 4% расходов за предыдущий год. Импортируемый с оборудованием и комплектующими инжиниринг – включая консультации и установку оборудования (постройку здания) – ограничен 5% таможенной стоимости импортируемых комплектующих.

В сфере налогообложения ценных бумаг нерезидентов ничего не поменялось: так, украинские доходы по ЦБ нерезидентов, которые оказались меньше затрат, по-прежнему считаются нулевой прибылью, а не убытками.

Для избежания двойного налогообложения при взаимодействии с нерезидентами, если вы выступаете налоговым агентом, необходимо запросить справку от налоговых органов «той страны» о резидентности компании в ее юрисдикции (исключением являются только гонконгская юрисдикция, где такую справку не дают) – посоветовал во время конференции по Налоговому Кодексу, проведенной компанией Bonnier Business Press, международный юрист Дмитрий Самойлов. Иначе обложение 10% налогом процентов и роялти и 5% налогом – репатриации дивидендов – вас неминуемо постигнет.

В случае обнаружения налогового долга, неуплаченного украинским собственником в другой юрисдикции (к примеру, если ваша формальная компания владеет офшорной формальной компанией, а та уже собственно вашим бизнесом) – налоговый орган последней связывается с налоговыми органами Украины, и в течение 30 дней таковые обеспечивают выплату средств. Компания в этом случае имеет десять дней от уведомления украинским налоговиками до передачи компанией им требуемой зарубежными налоговиками суммы. Обжаловать этот вопрос можно только в иностранной юрисдикции (украинские законы к этому никакого отношения не имеют), но уже после собственно оплаты требуемого (за которую отвечают как раз украинские налоговики).

Наконец, законодатель попытался очередной раз ограничить выплаты в пользу офшорных зон. Курьез, по словам Дмитрия Самойлова, состоит в том, что зарегистрированные в этом качестве украинским законами государства представляют собой далеко неполный список. Даже если договор с Кипром об избежании двойного налогообложения будет, как грозятся, расторгнут; и даже если та же участь постигнет Виргинские острова и Белиз – есть еще масса замечательных подобных им мест.

Так, несчитающаяся офшором соседняя Молдова имеет корпоративный налог на прибыль 0% и международный договор с Украиной об избежании двойного налогообложения – смотря на Налоговый Кодекс, так и хочется формально зарегистрировать компанию там, хотя с НДС и там все плохо. В чем-то еще более привлекательные лучшие ситуации в островном государстве Маврикий, а также в некоторых островных провинциях неофшорных стран – на португальском острове Мадейра, на малайских островах Лабуан, в китайском Гонконге. В ОАЭ (с которыми у Украины также международный договор) налогом облагаются только компании с местными (арабскими) основными средствами, в отношении остальных применяются лишь 3% налог на репатриацию процентов, дивидендов и роялти. Близкая ситуация в Панаме и Сингапуре.

Однако есть в названных странах и свои сложности – отметил докладчик на конференции, проведенной Bonnier Business Press. Скажем, в ОАЭ 51% компании должен хотя бы формально принадлежать местным резидентам, в других странах необходимо нанять нескольких местных граждан на работу; в Гонконге регистрация компании и ее налогообложение до такой степени отличается от привычных нам реалий, что при подобной сложности воспользоваться налоговыми преимуществами этого формально китайского острова почти нереально.

В целом Налоговый Кодекс, усложнив базовое взаимодействие с нерезидентами, оставил массу возможностей для офшорных и полуофшорных схем – по крайней мере, в отношении 69 стран, с которыми есть международные договора об избежании двойного налогообложения.

Предпринята слабая попытка в виде концепции нерезидентности по юрисдикции бенефициарного собственника – однако пока она не проработана, да и вряд ли это имело бы смысл прорабатывать (все-таки во всем мире нерезидентность считается по юрисдикции непосредственного фактического собственника, и отечественный законодатель не может это не учитывать). В конце концов, сменить для вашего ближайшего родственника гражданство Украины на паспорт Кипра или Молдовы и зарегистрировать на него компанию-владельца вашего бизнеса вам пока никто не запретит (и как ни копай, бенефициар будет нерезидентом).

Таким образом, в случае чрезмерного усиления налогового бремени в Украине не исключено, что не только крупный, но и средний отечественный бизнес предпочтет иметь формальную регистрацию владельца своего бизнеса за рубежом – даже неизбежные в этом случае дополнительные расходы, вопросы персонала в месте регистрации, языковые и прочие сложности в совокупности с тамошними налогами могут оказаться все же выгоднее и удобнее украинского налогообложения.

Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса (средние цены)

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?