про бізнес-фінанси

GPS-мониторинг автотранспорта: цены и нюансы

Prosto удобно централизованно контролировать местонахождение фургонов, автобусов и другого коммерческого транспорта при помощи систем, основанных на спутниковой GPS-навигации. Об основных и дополнительных датчиках таких систем, их функционале, рыночной стоимости, а также о выгодах предпринимателя при их использовании в Украине рассказывает Prostobiz.ua

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Трекеры и датчики автомобильного GPS-контроля
  2. Примеры целесообразности установки дополнительных датчиков:
  3. Софт
  4. Выгоды GPS сервиса для предпринимателя
  5. Цены GPS-мониторинга авто

Трекеры и датчики автомобильного GPS-контроля

Cистема GPS-мониторинга (GPS – Global positioning system, глобальная система обнаружения) – беспроводная навигация при помощи измерения времени приема электромагнитных сигналов от группировки из нескольких десятков американских государственных спутников, разработанная, созданная и эксплуатирующаяся Министерством Обороны США. В этой статье мы затронем тему спутникового слежения за коммерческим автотранспортом, как для грузовых, так и для пассажирских перевозок.

Считается, что в среднем доход владельцев коммерческих авто и автопарков снижен на 20-30 процентов из-за нецелевого использования транспорта ответственными за него сотрудниками (так называемые «левые» рейсы, отклонения от маршрутов, нефункциональные простои, завышение километража и расхода топлива и прочие «малые радости» работников). Предотвратить это и призвана спутниковая система мониторинга.

Такая система включает в себя две основные составляющие – бортовое оборудование (так называемые GPS-контроллеры, они же «трекеры», которые монтируются на авто) и программное обеспечение с электронными картами. В свою очередь, GPS-контроллер имеет две части: главный приемник и антенна – посредством последней и осуществляется связь со спутником.

Следует учесть, что GPS-контроллер передает данные в диспетчерскую при помощи встроенной сим-карты любого оператора мобильной связи. Поэтому рекомендуется выбирать оператора с наибольшим покрытием.

Координаты авто фиксируются во внутренней памяти приемника, объем которой колеблется в пределах 15-70 тысяч сообщений (в зависимости от выбранной модели, а также параметров запросов). Они записываются систематически при поворотах авто, при нарушении маршрута, времени или других заданных параметрах. Если владелец авто или ответственный за него «невыездной» сотрудник (диспетчер) хочет получать данные непрерывно и максимально быстро, – стоит приобрести GPS-контроллер с так называемым акселерометром, призванным оптимизировать передачу данных.

К бортовому контроллеру могут также подключаться внешние датчики и дополнительные устройства. В каких случаях стоит их покупать? Если вы приобретаете спутниковую систему слежения исключительно для того, чтобы понимать, где находится ваш транспорт, с какой скоростью он движется и соблюдает ли установленный маршрут – то в датчиках нет необходимости. Но если вам также требуется информация о расходе топлива, времени остановок, месте заправок и сливов топлива, температуре рефрижератора и других параметрах – то без подключения специальных датчиков не обойтись.

Примеры целесообразности установки дополнительных датчиков:

  • Владельцу маршрутного такси, возможно, интересно узнать количество пассажиров, обслуживаемых за день (обилечивают, как известно, отнюдь не всех, плата от необилеченных пассажиров вполне может уходить в карман водителя и/или кондуктора). Такую информацию можно получить с помощью датчика пассажиропотока, который устанавливается на ступеньках дверей авто и фиксирует каждое нажатие ног на ступеньку. Как утверждают производители, датчик очень точен: не реагирует на посторонние предметы (например, сумки), а также не дублирует фиксацию одного пассажира несколько раз.
  • В случае перевозок на большие расстояния замороженных или охлажденных продуктов питания и медикаментов полезна онлайн-передача «в центр» показаний датчика температуры рефрижератора – ведь иногда водители забывают контролировать, а то и сами отключают (при долгих простоях для экономии топлива) рефрижераторы. В случае порчи товара отчеты датчика можно использовать как доказательства в разбирательствах.

Еще один важный момент строения GPS-контроллера, который следует учесть при его установке: лучше монтировать контроллер таким образом, чтобы его питание не зависело не от положения ключа зажигания – а при простое использовался собственный аккумулятор, имеющийся в любых трекерах. Заряда стандартного аккумулятора GPS-трекера по максимуму (в режиме ожидания, без отправки сообщений) хватает до 16 суток; по минимуму (при онлайн-мониторинге с интервалом запросов и отправок в одну минуту) – до 20 часов.

Относительно монтажа – его вполне возможно осуществить самостоятельно по стандартной схеме, что занимает, в среднем, около часа и требует лишь самых обычных инструментов. Однако лучше обратится к специалистам компании, потому как от качества установки будет зависеть точность показания спутников. В некоторых компаниях такая услуга включена в стоимость самой системы.

Софт

Второй главной составляющей системы GPS-слежения является программное обеспечение и файлы электронных карт местностей. Стандартный пакет такого ПО, продающийся в Киеве, включает в себя набор карт городов Украины, а также, по желанию, любой из европейских стран, либо Европы в целом. Дополнительной платной услугой будет создание индивидуальной электронной карты местности, в которой требуется мониторинг.

Компании, предоставляющие услуги спутникового слежения за авто могут предложить своим клиентам две программных системы мониторинга:

  • Система слежения с установкой клиентского ПО в вашем офисе предполагает, что диспетчерское ПО и карты находятся в компьютере сотрудника фирмы (диспетчера). К нему и поступают все данные от машин. После чего диспетчер формирует отчет руководству: визуализирует и анализирует данные. Обновление ПО у большинства фирм не требует дополнительной оплаты;
  • Система слежения посредством web-интерфейса – создания личного кабинета на сайте компании, предоставляющей услуги мониторинга – не требует установки на компьютер диспетчерской никаких дополнительных программ. В таком случае получать информацию вы будете в онлайн-режиме.

Преимуществом первого вида системы мониторинга является более высокая скорость получения данных. Она существенно снижается при пользовании системой через сайт.

Программное обеспечение мониторинга транспорта позволит проанализировать любой прошедший период, как по каждому транспортному средству, так и в целом по автопарку. Единственный минус – в случае, если объектов слежения много, предпринимателю придется либо нанимать диспетчера, либо серьезно увеличить нагрузку и доквалифицировать уже имеющегося сотрудника компании. Кстати, некоторые компании по продаже систем мониторинга бесплатно предоставляют курс обучения диспетчеров GPS-контроля. Преимуществом наличия собственного диспетчера на предприятии является возможность максимально быстрого реагирования в рабочее время на срабатывание «тревожных» кнопок (при длительных простоях авто, начале движения, вхождении в определенную зону).

Помимо того, диспетчер или другой сотрудник, следящий за показаниями датчиков, может выполнять не только аналитические функции, но и напрямую контролировать роботу авто, если оно оборудовано особыми дополнительными датчиками. Так, можно блокировать работу двигателя (если есть предположение о несанкционированном доступе к авто) или же воздействовать на систему охлаждения в случае, когда датчики показывают нарушение температурного режима перевозки груза.

Основным и, по сути, единственным серьезным техническим недостатком систем онлайн-мониторинга является зависимость от уровня сигнала оператора мобильной связи в том или ином месте.

Выгоды GPS сервиса для предпринимателя

Как утверждают компании, предоставляющие услуги GPS-мониторинга, срок окупаемости такой системы без найма нового сотрудника-диспетчера составляет до полугода (данные получены экспериментальным путем). И этот срок не зависит от исходной стоимости услуги – чем больше датчиков стоит, тем больше экономия автовладельца; и чем чаще система отправляет данные и чем оперативнее на них реагируют «в центре», тем, опять же, больше средств экономится.

Среди факторов экономии основными являются:

  • снижение пробега и простоев транспорта, в среднем, на 20%-30%;
  • при датчике расхода топлива – уменьшение его расхода, в среднем, тоже на 25% (предотвращение возможности «дописывания» километража водителем);
  • при датчике пассажиропотока – увеличение поступлений от оплаты проезда, порой, на 50%.

Конечно, для этих трех параметров альтернативой системе GPS-мониторинга может быть очень честный и ответственный работник, в слежении за ним не нуждающийся. Но есть в системе спутникового контроля и другие выгодные факторы. Например, уменьшаются затраты на связь с водителями – отпадает необходимость в «технических» звонках.

Помимо того, грузоперевозчик с системой спутникового слежения становится более привлекательным для заказчиков «дальнобойных» отправок. Возможность регулярно, хоть ежечасно, хоть ночью передавать поставщику (скажем, электронной почтой или смс) информацию о местонахождении товара является очень выгодным маркетинговым ходом. А это немаловажно в условиях жесткой конкуренции отечественных транспортников.

Также оборудование систем навигации можно использовать в качестве эффективного метода борьбы с кражами авто. Превентивные меры могут осуществляться с помощью дистанционного блокирования двигателя; также возможна установка особого датчика опознания водителя. Очевидно, развитие техники вскоре придет к полной замене обычных электронных охранных систем и механических противоугонных блокаторов на подобные «компьютерные» решения.

В любом случае, уже сейчас и электронные, и механические противоугонники теряют свой смысл, если машину все-таки удалось угнать. В этом случае система электронного слежения (особенно, если бортовое оборудование установлено скрытым образом) оказывается куда более функциональной – она помогает правоохранителям, определяя местонахождение транспортного средства с точностью до 20 метров.

Для грузоперевозок полезным явится и дополнительный датчик количества груза в машине. Дело в том, что водители при недозаполнении фургона или кузова зачастую берут к основному грузу дополнительный, несанкционированный – и иногда последний приводит к повреждению изначального груза, который был застрахован (страховщики же в порядке регресса взимают средства с перевозчика, по вине которого случилось повреждение). В таких случаях спутниковое слежение за объемом груза поможет предпринимателю уберечь изначальный дорогой и хрупкий груз от догрузок на него или рядом с ним – а также оперативно (порой, оперативнее водителя) прореагировать в случае кражи товара из авто.

Для пассажирских перевозок GPS-мониторинг позволяет следить за соблюдением графика движения. И если у компании работали диспетчеры на конечных остановках – всех их можно немедленно переквалифицировать на более полезные и прибыльные участки работы. Кроме того, пассажироперевозчик сможет контролировать длительность и количество остановок – например, устраняя повышенные простои на транзитных остановках в ожидании подхода «лишних» пассажиров (свойственно водителям возле крупных рынков, станций метро, вокзалов), что вызывает нарекания тех пассажиров, которые сели раньше такой транзитной остановки и едут дальше нее.

Наконец, у водителя как грузового, так и пассажирского автотранспорта, за которым следит «большой брат GPS», меньше вероятность подпасть под штраф от 255 до 340 гривен за остановку в неотведенном для этого месте, за превышение скоростного режима населенного пункта (а меньшая скорость – это еще и залог уменьшения вероятности ДТП).

Цены GPS-мониторинга авто

В целом, минимальные начальные расходы предпринимателя на оборудование одной грузовой машины универсальным GPS-трекером, а также годовое его обслуживание, которое включает лишь слежение за маршрутом авто, осенью 2012 года находятся в диапазоне 1400–1800 грн. Если для вас актуально поставить еще и датчик топлива – минимальные расходы увеличиваются до суммы 2800–3100 грн.

Отметим, что большинство киевских компаний предоставляют корпоративным клиентам возможность опробовать на протяжении месяца один комплект системы GPS-мониторинга бесплатно.

И теперь предлагаем читателям сравнить ценовые предложения от наиболее известных компаний, которые предоставляют услуги спутникового слежения на украинском рынке IT-технологий (расходы на мобильный интернет не учтены, за исключением предложения компании «Спутник-Секьюрити», в котором абонентская плата включает обслуживание сим-карты и трафик с нее). Сортировка по цене трекера с минимальным функционалом. По данным компании «Простобанк Консалтинг»:

СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОГО GPS-МОНИТОРИНГА

Компания

Стоимость автомобильного GPS трекера (минимальный функционал: исключительно слежение за маршрутом), грн.

Стоимость дополнительного датчика расхода топлива, грн.

Стоимость обслуживания на сервере 1-го трекера (абонплата за получение информации о маршруте, без доп. функций), грн. / месяц

Стоимость установки бортового оборудования на грузовой автомобиль специалистами компании и ПО, грн.

Срок гарантии + на что распространяется, лет

Скидка на оптовую покупку трекеров, %

SecuMart
 

1222 с установкой

Услуга не предоставляется

10

Включена в стоимость оборудования

1 год, на GPS-трекер, установленный специалистами компании

От 10 шт. – 8%

DigSee
 

1700

1500

90

500

1 год на GPS- трекер при заводской установке

От 10 шт. – 5%

Электроник Технолоджи
 

1800 с установкой

1900

30

Включена в стоимость оборудования

1 год на GPS-трекер

От 2 до 9 шт. – 5%;
 от 10 до 20 шт. – 10%

GPSM
 

2157

Украинского производства – 1490; русского - 2300

Акция: 8 грн. на первую машину, 26 грн. – на все последующие

250

1 год, на GPS-трекер

От 10 шт. – 10%

Евросвязь

2200

1950

100

350

1,5 года на GPS-трекер

Скидок нет

Спутник-Секьюрити
 

2600

7200

168 (в пакет включена стоимость обслуживания сим-карты + стандартный интернет-трафик)

760

1,5 года на GPS-трекер

От 5 шт. - 120 грн (15 дол.)

Напоследок отметим, что в России помимо GPS действует почти аналогичная ей российская технология ГЛОНАСС («Глобальная навигационная спутниковая система», которая тоже состоит из нескольких десятков спутников, разработана Министерством Обороны СССР и стартовала в 1982 году, заново развернута в 2010 году, обслуживается Федеральным Космическим агентством РФ). При этом уже принят ряд законодательных актов, продвигающих ГЛОНАСС и ограничивающих использование ее аналогов.

В разработке этой системы принимает участие Украинский НИИ Радиотехнических измерений (Харьков), планируется создание удобной для украинских потребителей версии этой системы. Возможно, со временем полностью развернутыми над планетой станут и другие существующие локальные системы спутниковой навигации. Однако в целях слежения за авто ощутимой разницы между такими системами не существует – и на цену услуги использование конкурентов GPS вряд ли сможет повлиять.




Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!


Полезные статьи по данной тематике